Луганские новости
Луганские новости:
13.03.2007 08:41
Гибель Петра Шевченко по-прежнему остается тайной

Исполнилось ровно десять лет, как погиб собственный корреспондент по Луганской области газеты «Киевские ведомости» Петр Шевченко. 12 марта 1997ода по вызову газеты он отправился из Луганска в командировку в Киев, но в редакции так и не появился и домой так и не позвонил. 13 марта вечером его нашли повешенным в полуразрушенной котельной на пустыре, неподалеку от аэропорта «Жуляны». (Накануне в киевской газете вышло несколько разоблачительных публикаций, в которых журналист поддержал тогда молодого мэра Луганска Алексея Данилова в его, как оказалось тогда, обреченной на провал борьбе против старой номенклатуры, коррупции вертикали власти и ввозе контрабандной продукции в Луганск – по этой причине вскоре Данилову пришлось отбиваться, вызволяя собственную жену от милицейского ОМОНа, экипированного в маски и вооруженного автоматами, а затем требовать предоставления ему и его семье охраны. По пятам за Шевченко – по городу начал курсировать неизвестный автомобиль.« Кажется, мне не вырваться, попал под каток, – признался Петр своим друзьям незадолго до той последней трагической поездки в Киев, которую кое-кто, видимо, расценил как звено в подготовки еще одной разоблачительной публикации. Вместе с тем, эта поездка, как потом выяснилось, носила обычный рабочий характер и не преследовала никаких особенных целей).

Следствие по делу гибели Петра Шевченко велось чрезвычайно закрыто. С его результатами не ознакомили не только журналистов, но и родственников. (Те, кто близко знал Шевченко, так и не смогли поверить в то, что умный, спокойный, трезвомыслящий человек, горячо любивший свою семью, двух своих сыновей, отправился из Луганска в Киев, чтобы написать «на коленке» странную предсмертную записку жене, а потом повеситься в заброшенной котельной на пустыре, на окраине, где насколько известно, он никогда прежде не был). Родственников удивило и то, что их не признали потерпевшей стороной и не направили им постановления о прекращении уголовного дела по факту гибели Петра Николаевича).

«Папа всегда умел объяснить маме, что происходит, и что хорошего в том, что происходит, – объяснял мотивы, по которым мама и младший брат навсегда решили покинуть Украину и переехать в Канаду, старший сын Евгений Гнатенко. – Но после смерти отца у мамы пропали всякие аргументы для того, чтобы воспринимать происходящее хоть сколько-нибудь позитивно. Мы множество раз пытались уже после того, как дело было закрыто, получить разрешение и ознакомиться с ним. В 1999г. на день рождения отца я приехал в Киев к главному прокурору. Он поручил своему сотруднику со мной разобраться. Тот посадил меня в коридоре, долго ходил с какими-то папками туда-сюда. Потом начал что-то спрашивать, выяснять, являюсь ли я участником процесса. Я сказал – не могу сказать точно, являюсь или не являюсь, меня не допрашивали ни разу, что само по себе тоже удивительно. Он вышел, а вернувшись, вынес вердикт: вы по делу не проходите, нет формального акта об усыновлении, вы – посторонний человек. Хотя отец воспитывал меня с трехлетнего возраста. Тогда я задал вопрос: будет ли маме показано дело? Он снова пошел советоваться и, выйдя оттуда, сказал: давайте пусть сюда не приходит, а пришлет еще одно письменное заявление (это после шести уже отправленных!) с просьбой познакомить ее с материалами дела, и мы вышлем ей копию постановления. Я согласился. И нам действительно выслали через некоторое время ответ: дело закрыто, все расследовано полностью и досконально и никаких оснований для ознакомления с постановлением нет. Я еще бы мог согласиться с материалами дела – ладно. Может там действительно, какие-то секретные вещи, хотя интересно – какие? Но постановление – это мотивировка решения следствия, где выстраивается логика объяснения, почему дело закрывается. Значит – есть, что скрывать, а скрывают, когда вводят в заблуждение. На тот момент мама уже не выдержала, уехала Но у меня оставалась надежда, что истина наконец проясниться, когда дело потеряет политическую окраску. Или когда станет относительно политически нейтральным. И вот, казалось, в стране начались перемены: прошла «Помаранчевая революция», губернатором Луганской области стал Алексей Данилов. Уже на первой пресс-конференции было заявлено, что есть надежда, будем обращаться в Генеральную прокуратуру, в Киевскую прокуратуру, в СБУ».

Ближе к осени Данилова сняли. Пришел Геннадий Москаль, вместе с Валерием Степановичем Фроловым, который все эти десять лет является главным организатором проведения Дней памяти Петра Шевченко, Евгений Гнатенко отправился на прием к губернатору, а затем вместе с известным луганским правозащитником Николаем Кузьмичом Козыревым составили текст письма в Генеральную прокуратуру.« Вскоре меня в числе других родственников пригласили на панихиду в честь погибших журналистов, которая проходила в Свято-Владимирском соборе в Луганске, – продолжа свой рассказ Гнатенко. – Сразу после этой панихиды всех родственников пригласили на встречу с губернатором. Я зашел последний.–Чего бы вы хотели? – спросил меня губернатор. Я ответил, что хочу, чтобы меня познакомили с постановлением о прекращении уголовного дела, чтобы наконец получить ответ на один простой вопрос: по какой причине расследование было остановлено. Мне пообещали, что все будет сделано, но потом началась обычная канцелярщина – бесконечные обращения к его пресс-секретарю и т.д. и т. п. У меня сложилось впечатление, что Москаль забыл об этом деле сразу же после того, как я от него вышел. Появлялась и другая мысль, когда Геннадий Иванович был назначен одним из замов СБУ Украины – а не послать ли ему письмо снова?»

Председатель Луганского комитета защиты конституционных прав и свобод граждан Николай Козырев подтвердил, что письмо в Генеральную прокуратуру таки было отправлено и что даже был получен «ответ. Его смысл сводится к следующему: Генеральная прокуратура не видит каких-либо оснований для пересмотра дела.

При подготовке данной публикации я связалась по мобильному телефону и с народным депутатом Украины Алексеем Даниловым. «У нас нет на сегодняшний день ни Генеральной прокуратуры, ни СБУ, – заявил он.

–Как не было их в нормальном понимании и раньше. А не дают ответа потому, что оттуда торчат «уши» … ».

13 марта друзья, родственники, коллеги Петра Шевченко собираются вновь по сложившейся традиции отметить День памяти луганского поэта и журналиста. Два года назад к 50-летию Петра коллеги и друзья выпустили сборник воспоминаний «Винах1д Петра Б1ливоди». А последние два года при содействии Луганского социологического гуматинатарного центра шел поиск всех статей и публикаций Петра Шевченко, когда-либо опубликованных. Начиная от беловодской газеты и заканчивая периодом работы Шевченко в центральной газете. «Очень большую, безвозмездную помощь нам оказал краеведческий отдел Луганской областной библиотеки им. Горького, – отметил Евгений Гнатенко. – Вот сегодня мы имеем две толстые папки собранных публикаций. Когда-то у папы была мечта сделать сборник под названием «Архипелаг Донбасс», и эту его мечту мы и хотим реализовать».

Теперь все собранные материалы нужно заново набрать, вычитать и издать, а потому друзья и коллеги и решили объявить сбор средств.

Их можно перечислить на счет: Луганський гуманитарний центр. Р/р 260081076 у ЛОД |Райффайзен банк "Аваль", МФО 304007, код 13412359
Призначення платежу: "благодійний внесок до Фонду Петра Шевченка.

Наталия КОНОНОВА
Киевские ведомости

 
 


Сайт управляется системой uCoz